Подшипники - конструкция, особенности, возможности
В роликовых коньках, как и во всей скейтинг-индустрии используются радиальные прецизионные шарикоподшипники только очень хорошего качества. В прецизионных подшипниках шарики внутри распределены по окружности с помощью обоймы - сепаратора, этим обеспечиваются небходимые размерные параметры, а также выдерживается устойчивый тепловой режим, необходимый для нормальной работы подшипников.
На пылезащитных пластинках (пыльниках) наносится обозначение размера подшипника: число 608, и за ним буквы:
- Z или ZZ - обозначают только наличие пыльников (Z - один пыльник, ZZ - два ), их сьёмность никак не обозначается;
- RS (rubber shild) - означают что подшипники влагозащищенные. Такие подшипники имеют обрезиненные пылезащитные пластинки, они закрывают зазоры подшипника от влаги и пыли, значительно продлевая срок его службы.
В роликовых коньках используются подшипники:
разборные: пылезащитные пластинки таких подшипников закрепляются -C- образными стопорными кольцами, сняв которые можно получить доступ для обслуживания подшипника. В случае подшипников 608RS - пыльник вынимается без стопорного кольца. |
|
неразборные: пылезащитные пластинки завальцованы в проточке внешней обоймы подшипника. Как грамотно снять пыльники с таких подшипников можно узнать в разделе мастерская. | ![]() ![]() |
китайские - на самом деле эти "подшипники" - сущий кошмар, и если вдруг в ваших роликах оказалось такое "подобие" подшипников, как можно быстрее замените их на настоящие, пока не пришло огорчение от роликов. |
Подшипники изготовливаются с разной точностью. Поскольку скейтинг-индустрия зародилась и получила наибольшее распространение в Северной Америке, чаще всего встречаются подшипники, маркированные с обозначением класса точности по американскому стандарту ABEC (Annular Bearing Engineering Council - Совет производителей подшипников.) Подшипники с обозначением класса точности по стандартам других стран (ISO, DIN )тоже встречаются, но реже.
На самом деле, лучшие на сегодняшний день подшипники изготавливаются в России, и иногда ими комплектуются многие модели известных Brand-ов (к примеру, "ROCES") ... Об этом - отдельная тема.
Мифы и правда о ABEC
Cопоставление обозначений классов точностей шарикоподшипников в соответствии со стандартами разных стран.
AFBMA * | ABEC-1 | ABEC-3 | ABEC-5 | ABEC-7 | ABEC-9 |
JIS ** | Class 0 | Class 6 | Class 5 | Class 4 | Class 2 |
DIN *** | P 0 | P 6 | P 5 | P 4 | P 2 |
ГОСТ**** | класс 0, нормальная |
класс 6, повышенная |
класс 5, высокая |
класс 4, прецизионная |
класс 2, сверхпрецизионная |
* AFBMA: Anti-Friction Bearing Manufacturers Association (USA)
** JIS: Japanese Industrial Standards (JAPAN)
*** DIN: Deutsch Industrie Norm (GERMANY)
****ГОСТ: Государственный Стандарт (РОССИЯ)
Непосредственно на подшипниках стандартов DIN, ГОСТ и JIS класс точности не обозначается.
Чем выше точность изготовления подшипника, тем меньшие зазоры имеют его рабочие сопрягаемые части и тем больше его ресурс.
Допустимые отклонения размеров деталей подшипников 608-го типа по стандартам ABEC*, AFBMA**, JIS***, DIN****, ГОСТ*****
ABEC-1 | допуски шариков | +0/-0.0050" | допуски внутренней дорожки | +0.0001/-0.00040" | допуски внешней дорожки | +0.0001/-0.0005" | ||
ABEC-3 | допуски шариков | +0/-0.0050" | допуски внутренней дорожки | +0.0001/-0.00030" | допуски внешней дорожки | +0.0001/-0.0005" | ||
ABEC-5 | допуски шариков | +0/-0.0050" | допуски внутренней дорожки | +0.0000/-0.00020" | допуски внешней дорожки | +0.0000/-0.0002" | ||
ABEC-7 | допуски шариков | +0/-0.0050" | допуски внутренней дорожки | +0.0000/-0.00015" | допуски внешней дорожки | +0.0000/-0.0002" | ||
ABEC-9 | допуски шариков | +0/-0.0050" | допуски внутренней дорожки | +0.0000/-0.00010" | допуски внешней дорожки | +0.0000/-0.0001" |
*ABEC: Annular Bearing Engineering Council (USA)
** AFBMA: Anti-Friction Bearing Manufacturers Association (USA)
*** JIS: Japanese Industrial Standards (JAPAN)
**** DIN: Deutsch Industrie Norm (GERMANY)
*****ГОСТ: Государственный Стандарт (РОССИЯ)
Как видно из таблицы - разброс в размерных характеристиках между разными классами точности достаточно символичен. Где-нибудь, в особо точных приборах это нужно.
Но для роликов эта характеристика кардинального значения не имеет - гораздо важнее качество материалов, составных частей, общая добротность его изготовления и, Главное - насколько конструкция подшипников адаптирована для использования именно в роликах - обычные подшипники в роликах живут недолго...
Кстати - широко распространенное мнение, что подшипники высоких классов точности "нежные" и годятся только для спид-скейтинга, в корне неверно - ведь фактически в таких подшипниках " больше железа", а соответственно больше и ресурс. Другое дело, что подшипники высоких классов точностей стоят значительно дороже, - поэтому для агрессива не ставят подшипники классов выше чем ABEC5: ведь какая разница, что плющить?? К примеру, хорошие честные подшипники ABEC3 в среднем стоят 30$ за 16 шт, а ABEC7 уже 85.
Класс точности (и стоимости) подшипников и их стоимость обуславливают область их применения:
Подшипники разных классов точности имеют существенную разницу в цене, поэтому производители роликов в дорогие модели ставят подшипники высоких классов точности - ABEC5-7-9, а в ролики подешевле - ABEC3 или 5. Однако следует знать - нельзя определить, какого класса подшипники, просто крутанув колесо рукой - обычно это излюбленный трюк продавцов в магазине - ...вроде "ощутите разницу" - мол, если крутится долго, то это дорогой подшипник высокого класса, и человек на таких роллах будет просто пулять!!! - а если крутится недолго, то низкого (что, конечно же, вообще недостойно внимания покупателя!).
Что можно сказать...
Класс точности изготовления - Не класс скорости!!!
"Визуальная" лёгкость вращения зависит только от смазки, что заложена в подшипнике. Если в подшипниках пластичная смазка (густая-консистентная), то на стенде в магазине колесо будет вращаться не очень свободно; и напротив, если в подшипнике заложена жидкая смазка, то вращение будет достаточно свободным.
Но одно дело, когда колесо вращается на весу, без нагрузки, и совсем другое дело, когда это будет происходить под вашим весом, и на асфальте - тут-то вся эта "магазинная разница" станет незаметна. К тому же ресурс подшипников на пластичной смазке несравнимо выше, да и в обслуживании они нуждаются не так часто. Ведь жидкая смазка частично испаряется, частично вытекает и если ничего не предпринимать, подшипники изнашиваются достаточно быстро. После за 100-120 км пробега их надо обслуживать - а это всего пара-тройка хороших вечерков по городу.
На самом деле, особо "выдающейся разницы" в лёгкости вращения между подшипниками, скажем - ABEC3 и ABEC7 нет, есть разница в ресурсе!!! Но между тем разница в их стоимости - весьма ощутима.
Отчасти это раздутая и поддерживаемая производителями роликов рекламная возня по поводу панацеи для роллеров - "магических букв" - ABEC**, которые пишут на на раме коньков класс точности "штатных подшипников" - к примеру, у на раме гордо красуется ABEC7, "подчёркивая" этим правильность выбора и престижность модели. А между тем, такие "трюки" уводят внимание покупателя от значительно более значимых для него на самом деле вещей: - гораздо важнее при выборе обратить внимание на другие качества роликов: удобство ботинка, анатомическую совместимость с ногой, необходимую боковую поддержку, вентиляцию... а подшипники - как и колеса - всего-лишь расходные материалы :)))
Чем больше шариков и меньше их диаметр , тем больше сопротивление качению , поэтому и стараются уменьшать количество и увеличивать диаметр в случаях когда это не ухудшит нагрузочных характеристик.
ILQ9 Pro и ILQ9 BCB как раз отличаются только материалом шариков , разницу в цене можно оценить на сайте , притом , что тоже показательно , на последние распространяется пожизненного ремонта - можно выслать изношенные подшипы производителю для замены деталей.

Мож не в тему, но вот интерес появился и возникли вопросы. Если чисто гипотетически не беря в расчет стоимость шариков нитрид кремния, поменять их в обычных подшипниках. То кольца должны гораздо меньше ржаветь, так как керамика не электропроводна и не оказывает сильного электро-химического влияния на коррозию металла, как металлические шарики? И так как они тверже, чем металлические и легче, то внутренний диаметр колец лучше брать больше, чем стандартный, т.е. диаметр шарика меньше и их больше и труднее разбить? И еще может лучше циркониевые ставить?