The Nike 2007 Air ForceAV® X-Dolphin
Предисловие
Фирма Nike, хотя и известна в роллерских кругах, однако ее продукция не пользуется большой популярностью среди роллеров.
.....хотя, казалось бы, все предпосылки для завоевания многочисленных роллеровских сердец у неё были. Это и объединение с фирмой Bauer - признанного мастера ледовых коньков, и собственные наработки Nike в производстве спортивной обуви.
Вспомним хотя бы, что было использовано компанией при создании роликов. А использовались самые продвинутые на момент создания технологии: качественные жесткие алюминиевые рамы, ботинок с внутренними усиливающими вставками, пяточный амортизатор Air-MAX с прогрессивными характеристиками на сжатие. В итоге получились необычные ролики с очень стильным, похожим на хоккейный, ботинком которые ждало … сокрушительное поражение на рынке роликовых коньков. Можно возразить, что это не совсем так, и что получились хорошие ролики, которые неплохо покупались и некоторым даже нравились, но, учитывая авторитет, опыт и технологическую мощь обоих фирм, такой результат кроме как поражением назвать трудно.
Однако Nike не забросила окончательно производство роликов. И, хотя это совсем не приоритетное направление в деятельности фирмы, такое положение дел тоже имеет свои плюсы. Nike может свободно экспериментировать с новыми технологиями, без оглядки на существующих грандов «роликостроения». Об одном из таких экспериментов (точнее об новой модели роликов) и пойдет речь.
Новая модель
Весной 2007- года Nike выпускает ограниченным (пилотным) тиражом новую модель роликов под названием The Nike 2007 Air ForceAV® X-Dolphin. Фирма любезно предоставила возможность ознакомится с новой моделью роликовых коньков, правда фотографировать их было категорически запрещено. Зато никто не запрещал шпионским образом нарисовать увиденное ))
При первом взгляде на ролики сразу вспоминается модель 2003-го года N-Dorfin 3. Тот же характерный «хоккейный» ботинок, та же воздушная подушка антишока в пятке.
Колёса Hyper 80/80А, правда, не сиреневого, а зеленоватого цвета. Алюминиевая рама из 6000-го сплава.
Но есть и отличия - если в модели 2003-го года рама представляла собой две алюминиевые пластины, то теперь это мощный П-образный профиль с поперечными ребрами жесткости. Новая рама совместима со стандартом FSK. На внешней стороне рамы расположена некая накладка, соединенная коротким отрезком пластиковой трубки с ботинком. Что же это такое?
Собственно, это и есть главное отличие модели 2007-го года от модели 2003-го года. То, что скрыто под накладкой, и дало основание Nike использовать в названии роликов слова Air ForceAV® и X-Dolphin®. Впрочем, по порядку.
Новая технология
Nike уделяла и уделяет большое внимание использованию воздуха в спортивной обуви. Технология Air Force, впервые примененная в производстве кроссовок, была использована и в роликовых коньках - для эффективного антишока. Air ForceAV - это дальнейшее развитие идеи использования воздуха применительно к роликовым конькам. А буквы AV в названии означают Active Ventilation - систему противодействия проникновению пыли и воды в подшипники.
Каждый, кто хоть раз попадал на роликах под дождь, не забудет, во что превращались подшипники наутро, если ролики просто бросить в угол((( Колеса, как правило, намертво клинило. Подшипники приходилось или промывать или раскатывать. Первое было долго и грязно, а второе фатально сказывалось на самих подшипниках. Неудивительно! Смесь воды и мелкого абразива, попадая в колеса , вызывает фатальный износ и коррозию. И хотя есть фанаты, которым все равно на каких подшипниках кататься - главное кататься, а то, что колёса гремят или не едут - дело десятое, Nike решила, что подшипники в роликовых коньках достойны лучшей участи чем скорая смерть или тяжелое увечье от катания в дождь. Поэтому она и назвала ролики X-Dolphin (eXperience Dolphin - опытный дельфин), говоря , что этой модели роликов не страшны дорожная пыль дожди и лужи!!!
Подробности
Как же это достигается. Идея проста. Чтобы вода и пыль не проникали в ролики нужно сделать так, чтобы давление воздуха внутри подшипников было больше, чем снаружи. Похожая технология применяется у военных для защиты бронетехники от химического и радиоактивного заражения. Создав избыточное давление внутри машины можно исключить проникновение в нее неочищенного воздуха.
Nike во-первых изменила конструкцию подшипника. Раньше подшипники для роликов были со всех сторон одинаковы. Правда, сняв пыльники, которые находились внутри колеса, можно было сделать их «разными» Некоторые подшипники даже выпускались без внутренних пыльников, поскольку внутри колеса пыли было взяться просто неоткуда.
Новые подшипники конструкции Nike делятся на «правые» и «левые» - в зависимости от того, с какой стороны колеса их нужно ставить. Чтобы не ошибиться, на внешних пыльниках нарисована стрелка , которая указывает правильное направление вращения для установки подшипника в колесо. Внутренняя обойма подшипников имеет 4 выточки в ободе, а внутренний пыльник - представляет собой ... патентованную Nike крыльчатку-импеллер, называемую ®NikePeller. Выступы на пыльниках вставляются в выточки на обойме подшипника и, таким образом, пропеллер "найк-пеллер" будет вращаться вместе с колесом. Теперь понятно разделение на правые и левые - подшипники ставятся так, чтобы при вращении вперед крыльчатка создавала поток воздуха из внутреннего пространства колеса наружу!!!
Однако одной модернизации подшипника было не обойтись - ведь внутренняя область колеса, зажатого в раме это, по сути, герметичное пространство. Поэтому вторым шагом стало использование «хитрых» осей.
На первый взгляд это просто оси, напоминающие те, которые были использованы, в частности в серии MOD роликов К2. Сплошная 8 миллиметровая ось с шестигранной прорезью под ключ на одном конце. Но на этих осях на противоположном конце видно отверстие с пазом под плоский шлиц отвертки, а посередине оси есть сквозное отверстие. Если взять ось в рот и дунуть в отверстие на конце оси, то воздух будет выходить из отверстий в центре!
Теперь можно легко понять, что при движении вперед, импеллеры на пыльниках, вращаясь вместе с колесом, будут гнать воздух, поступающий сквозь ось, наружу! Создавая этим то самое избыточное давление, препятствующее проникновению пыли и воды в подшипник.
«А что будет при движении назад» - спросите вы - «ведь пропеллеры, вращаясь, будут создавать пониженное давление, и вся грязь будет усиленно засасываться внутрь драгоценного подшипника?». Ну что же, возьмём ось в рот и попытаемся втянуть в себя воздух. Не выходит? И не выйдет.
Nike, вмонтировав в ось простой клапан, предотвратила эту возможность. Так что можно смело давать «задний ход», хотя сама Nike не рекомендует это делать, поскольку, во-первых, подшипники будут вести себя как обычные, незащищенные, а, во-вторых, разрежение пусть и сравнительно небольшое, все-таки будет кратковременно создаваться. Впрочем, как сказали в Nike, «покажите нам человека, который захочет долго так кататься на роликах в дождь спиной вперед???»
Остальное просто. Поскольку отверстия осей находятся сравнительно близко к земле и внутрь может засосаться все, что попало (если оставить их открытыми), они дополнительно защищены накладкой, герметично прилегающей к раме. Гибкая трубка соединяет накладку и ботинок, который играет роль пылевого фильтра. При необходимости система легко снимается и, стоит только заменить оси на обычные, то можно получить обыкновенные отличные ролики класса FSK!
Предварительные минусы
За все приходится платить. Первое - цена( Плата за новшества, примененные Nike при создании новой модели роликов в этот раз двойная!
Цена, которая традиционно была «слабым» местом Nike - её ролики всегда стоили дороже, чем у конкурентов. Возможно, это и было одной из причин «непопулярности» найковских роликов. И пусть говорилось, что в производстве были использованы материалы самого высокого качества, народ рассудил иначе. Впрочем, возможно Nike просто опередил свое время - ведь ролики Salomon серии FSK, стоившие тоже недёшево и выпущенные парой лет позже, все же нашли свою заслуженную популярностью у роллеров!)
Второе - вес. Дополнительные накладки на раме и немного тяжеловатый «хоккейный» ботинок - этим роликам далеко от воздушности «тапочек» от К2. Но Nike позиционирует эти ролики как всепогодную модель для катания «где угодно» (freeskate или скорее swimskate:) - а там уже главное не столько вес, сколько надежность и прочность. А вот с этим у новых роликов как раз все замечательно! А уж система активной вентиляции позволит расширить сезон катания - ведь лужи на асфальте теперь не помеха для роллера!
Быстрый тест
Немного о самих роликах. Покататься удалось «всего ничего», поэтому побробного отчета, увы не будет. Колодка у найка специфическая - те кто хоть раз примерял их ролики знают это. Нельзя сказать, что колодка всем придется по вкусу, но с другой стороны, точно такое же можно сказать о каждом производителе... Впрочем, несмотря на кажущуюся громоздкость, ролик хорошо смотрится на ноге и легко управляем на ходу. Штатные колеса может быть немного мягкие, но как показало катание, они обеспечивают отличное сцепление с мокрым асфальтом.
Ну и главное, что, наверное, всех интересует: как катание по лужам? Было! Катались! Лужи были глубокие (и мокрые). Кататься было несколько неприятно, хотя дело и происходило не на улице, а на своеобразном роликовом полигоне, где луж различной глубины и просто разного рода препятствий было расставлено предостаточно.
Несмотря на наши усилия «загнать» воду в подшипники - это не удалось. После катания колеса были сняты и подшипники разобраны ( грязное дело, кстати - снаружи они были отнюдь не стерильны) - внутри все было чисто, как будто катания по лужам и грязи вовсе не было!
Можно также отметить, что при катании ролики издают характерный шум. Это легкое шипение с небольшой долей свиста, создаваемое прокачиваемым сквозь оси и подшипники воздухом.
Накладки делают внешнюю сторону рамы более толстой и если слайдить, то их можно довольно легко пробить. Правда, этому призваны помешать усиленные спойлеры на ботинке, которые не дадут наклонить ботинок так, чтобы накладки задевали бы асфальт. Из-за них ботинок немного похож на тот, что используется в агрессивных роликах.
Краткий итог
В заключение можно отметить, что даже если даже эта модель роликовых коньков не пойдет в «широкую» серию, Nike удалось сделать очень интересный «мелкосерийный» концепт, подтвердив, что этой фирме, наверное, нет равных по смелости и дерзости идей, и возможности воплотить идею в конечный продукт!
Zerkalo
roller.RU в лице всего роллерского сообщества выражает респекты фирме NIke за возможность первыми ознакомиться с иннновацией!!!
весна 2007
Это с какого перепугу они будут такими дорогими? Там отличие-то (судя по рисунку) от обычных подшипников только в прорези на ободе, да пыльнике с крылышками. При наличии инструмента прорезь делается в пять секунд даже в кустарных условиях, а пыльник с крылышками - вообще копеечная вещь - штампуется на "ура".
Чего это за стандарт рам такой FSK? может имелось в виду UFS? :D
А вобше ИМХО это бред так с подшипами заморачиваться, защёт всей этой хрени почти точно подшыпы лучше чем дешёвые абек 3-5 катить не будут, а вот стоить будут дороже в несколько раз, тоесть целесообразней купить 3 комплекта дешёвых подшипов, которые в итоге дольше прослужат...
И ещё если исходить из предыдущей их модели, которая продовалась лиш за щёт того что бренд раскручиный, и человек идущий покупать первый раз ролы покупался на то что он про неё раньше слыщал. Хотя по большому счёто это дрянь а не ролы. Сейчас если всё это грамотно разрекламировать как "революцию" в производстве роликов, то покупать их скорей всего будут, но хорошими они всеровно от этого не станут...